postheadericon Памятка для родителей по развитию речи детей.

baby_mom_reading                                                                                                                                             Прежде чем ребенок произносит свое первое слово он проходит определенный  путь развития, во время которого должны созреть все функции и органы, участвующие в речевом процессе.

1 этап развития речи  (1-3 месяц) – это крик. Криком ребенок может выразить свое недовольство и криком он развивает свой дыхательный и речевой аппарат.

2 этап развития речи (3-6 месяцев) – гуление. Это первый способ звукоподражания, эмоциональный отклик на общение со взрослым.

3 этап речевого развития (6-12 месяцев). Звукоподражание. В этот период гуление дифференцируется в отдельные звуки и узнаваемые слоги.

4 этап речевого развития (1 год – 1,6 года). Образование первых 5-10 слов.

Речь не возникает на пустом месте. Она связана с развитием мозга, высших психических функций, речевого и дыхательного аппарата. Когда мы переживаем за соответствие норме и пытаемся поторопить процесс – это равносильно постройке дома без фундамента. Мы можем помочь только формированию «начала» речи. Создать для этого благоприятную среду.

Ребенок должен захотеть заговорить.  Современные мамы в большинстве своем очень чуткие и понимающие и ребенок привыкает, что мама сама проговаривает его желания и действия. По этому, часто «не говорящие» дети начинают проявлять речевую инициативу, когда оказываются в детском саду.

При раннем начале речи, в год –полтора, речь не осознанна. Это просто копирование. Повторение за взрослым сложных предложений. У таких детей просто хорошо развилось слуховое внимание и слуховая память в отличие от других функций, таких как зрительно внимание, крупная и мелкая моторика и пр.

Как помочь ребенку заговорить?

- говорите с ребенком как можно больше простыми четкими фразами. Описывайте свои действия и действия ребенка, используя звукоподражания. Например: «Мама открывает дверь «Чик-чик», «Мама моет Сашу «куп-куп» , «Саша катает мяч  «кать-кать» и  т.п.

- активно пользуйтесь мимикой, жестами, интонацией.  Ваша речь должна быть эмоциональной.

- любую попытку речи поддерживайте и повторите правильно. Этим вы покажите ребенку, что поняли его.

Помимо  нормы активной речи, существует и норма понимания речи (пассивной речи).

- 1 год – Хорошо слышит и различает много звуков: Звонок в дверь, звук машины, мяуканье кошки и пр. Понимает слово «Нет». Показывает на картинках и в быту знакомые предметы.

- 1 ,3 года – Понимает простую инструкцию: «Дай мяч» и т.п.

- 1,6 года – Показывает одну часть тела.

- 1,9 года – Показывает три части тела. Показывает на картинке действия : «Покажи, кто сидит» и т.п. Выполняет двухступенчатую инструкцию: «Возьми чашку, отнеси на кухню».

- 2 года – Может показать пять частей тела. Понимает значение предлогов.

Персидская пословица гласит «Дети всегда больше похожи на свое время, чем на своих родителей».

Норма – не диагноз! Норма дает сигнал к действию. Мы следим за нормой роста детей, нормой прорезывания зубов и понимаем, что нормы довольно гибки. Норма – это стимул к действию.